Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования включает опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях, опыт художественно-творческой деятельности. Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.
Совершенствование методики организации занятий на основе рационального сочетания методов и форм является тенденциями эстетического развития ребенка и направлены на постижение основ культуры, общечеловеческих ценностей, на раскрытие целостной картины мира и осмысление ребенком его личностной значимости. Требуется разработка концепции развития эстетического вкуса как фактора самообогащения его внутренних резервов, эффективного и интенсивного развития личности детей дошкольного возраста.
В настоящее время проблема эстетического воспитания и развития личности является одной из основных задач. Данная проблема изучалась в трудах А.С. Макаренко, Б.М. Неменского, В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкой, А.Б. Щербо.
Противоречие состоит в том, что условия жизни современного общества изменяются, меняется и человек, его ценностные ориентации. Требуются новые подходы к решению проблемы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста и средства формирования их эстетической культуры.
Знание народных традиций, составлявших культурное поле наших предков, необходимо как для знания своей национальной культуры, так и для понимания культуры другого народа. Чем раньше мы начнем приобщать ребенка к традиционной национальной культуре, тем большего эффекта мы можем добиться в постижении того, что наработал веками этнос, что дано каждому человеку при рождении, заложено в него, но сейчас теряется, утрачивается, не будучи востребованным.
Объект исследования - эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования система эстетического воспитания в условиях ДОУ.
Цель исследования: разработать систему занятий эстетического воспитания в условиях ДОУ.
Согласно цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические источники, выделить особенности эстетического воспитания.
2.Охарактеризовать эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
3.Разработать систему занятий эстетического воспитания в условиях ДОУ.
Решение заявленных задач потребовало применение следующих методов: теоретические – анализ тематической литературы и передового опыта, изучение и синтез (общение) опыта работы педагогов, абстрагирование.
Глава 1. Психолого-педагогические основы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста и средства формирования их эстетической культуры
1.1. Теоретические основы развития эстетического воспитания
В современном обществе происходят социокультурные и общественно-политические процессы, положенные в основу эстетического постижения мира, требуют переосмысления ценностных и духовных ориентация личности дошкольников. Развитие эстетического отношения к действительности, направленное на стимулирование познавательной, эмоционально-образной и творческой активности детей играет важное значение в воспитании подрастающей личности. Для решения проблемы необходим поиск методов эффективного воздействия на личность ребенка и развитие его природных задатков, особенностей художественно-эстетического опыта и внутреннего мира.
Проблема эстетического вкуса в настоящее время носит дискуссионный характер и связан с повседневной жизнью, проблемами художественного мастерства, творчества, эстетики.
Эстетическое воспитание, по мнению Ю.Б. Алиева, Г.Т. Ардашировой и Л.Н. Барышниковой, является одной из задач эстетического воспитания, обладающего категориями, через которые возможно познание действительности, формируется результат личного познания. Данные категории очень важны для отражения опыта художественного познания, специфических закономерностей эстетического освоения мира человеком[8].
Эстетическое воспитание, по мнению А.А. Радугина, выступает как способность человека оценить на основе представлений о возвышенном и прекрасном, об идеале достоинства или недостатки эстетически значимых явлений и обобщить представления в определенной деятельности (организация предметно-пространственной среды, проведение досуга, общение, творческая деятельность) в эстетической выразительности внешнего облика. Эстетическое воспитание проявляется непосредственно как эмоциональная реакция на предмет взаимодействия. Вкус во взглядах И. Канта является способностью судить о красоте.
Эстетическое воспитание, по мнению Б.Г. Лихачева, глубоко индивидуальный и принадлежит к социальной и общественной сфере. Эстетическое воспитание не является врожденным качеством личности, не относится к психофизиологическим инстинктам и реакциям. Данная социальная способность человека формируется, как и другие социальные способности, в процессе образования и воспитания человека[19].
Эстетическое воспитание является основной характеристикой становления личности человека и отражает уровень самоопределения индивидуальности. Он не сводится к обычной эстетической оценки и завершается присвоением или отрицанием эстетической, культурной ценности. Эстетическое воспитание как способность личности к саморазвитию и самоформированию, индивидуальному отбору эстетических ценностей. Человек с эстетическим вкусом отличается определенной завершенностью, целостностью и является личностью, обладающей индивидуальным внутренним духовным миром, определяется социальными преимуществами и ценностями.
Эстетическое воспитание, по мнению А.А. Радугина, отличается способностью находить важную достаточность в личностном отношении к миру ценностей и культуры, является своеобразным чувством меры, проявляется как пропорциональность внешнего и внутреннего, социального поведения, реализации личности, гармония духа[5].
Эстетическое воспитание содержит особую модификацию, которая называется художественным вкусом, который развивается на основе эстетического и оказывает на него влияние. Художественный вкус формируется через общение с миром искусства и определяется художественным образованием, знакомством с литературно-художественной критикой, знанием законов формообразования различных видов искусства, истории искусства. Эстетический или художественный вкус является предметом споров, так как содержание искусства является системой общественных ценностей, представленных в художественной форме.
Эстетическое воспитание в кратком словаре по эстетике определяется как система мероприятий, направленных на совершенствование и выработку человеке способности правильно понимать, воспринимать, ценить и создавать возвышенное и прекрасное в жизни и искусстве.
Ребенок, общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, развивается эстетически, но вместе с тем не воспринимается эстетическая сущность предметов и развитие обусловлено стремлением к развлечению. Без целенаправленного воздействия у ребенка могут складываться неверные представления о ценностях, жизни, идеалах.
Целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение в разнообразную художественную творческую деятельность, по мнению Б.Т Лихачева, способно развивать сенсорную сферу детей дошкольного возраста, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания красоты действительности, подлинного искусства, прекрасного в человеческой личности[14].
В эстетическом воспитании В.И. Волынкин выделил основные положения:
- процесс целенаправленного воздействия;
- развитие эстетических вкусов и идеалов личности;
- формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее;
- развитие способности к созданию прекрасного и самостоятельному творчества
Понимание сущности эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает различные подходы к его целям: развитие эстетического отношения к искусству и действительности, формирование нравственности, расширение познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия способствуют развитию воображения, мышления, воли, настойчивости, дисциплинированности, организованности детей дошкольного возраста[22].
Главная цель эстетического воспитания, по мнению М.М. Рукавицына, гармоничная личность, всесторонне развитый человек, высоконравственный, образованный, прогрессивный, обладающий желанием творить, умением трудиться, понимающий красоту жизни и искусства.
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста является частью педагогической науки, основой которого является эстетика и направлено на развитие способности чувствовать, воспринимать, понимать прекрасное в жизни, природе и искусстве.
Эстетическое воспитание, по мнению Е.М. Торшиловой, включает:
- воспитание желания познать мир прекрасного;
- знание законов создания произведения искусства;
- развитие творческих способностей.
Роль эстетического воспитания заключается в формировании благородных чувств, положительных нравственных чувств, украшающих жизнь человека.
прекрасного в полном объеме
Рассмотрим задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста:
1. Воспитывать стремление узнать мир прекрасного.
2. Воспитывать художественный вкус, умение давать оценку предмету, Работая в современных условиях, по мнению В.И. Волнынкина, дошкольное учреждение берет за основу следующие задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бочкарева О.А. ДОУ. Художественная литература. Нестандартные занятия. Старшая группа / О. А. Бочкарева. – Корифей, 2007. с. 116.
2. Бочкарева О.А. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Подготовительная группа / О.А. Бочкарева. – Корифей, 2007. с. 96.
3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика – М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
4. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 448 с.
5. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие [Текст]/ В. И. Волынкин. – Ростов н/Дону: Феникс, 2017. с. 288.
6. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие [Текст] / В. И. Волынкин. – Ростов н/Дону: Феникс, 2017. с. 288.
7. Ганошенко Н.И. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 64 c.
8. Гончаров, И.Ф. Эстетическое воспитание дошкольников средствами искусства и действительности. [Текст] / И. Ф. Гончаров - М.: Педагогика, 2006. с. 333.
9. Дубровская Е.А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум для академического бакалавриата. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 179 с.
10. Есикова Т.В. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства: учебно-методичекое пособие. – Уфа: Творчество, 2002. – 47 с.
11. Запорожец В.А., Маркова Т.И. Основы дошкольной педагогики / В.А. Запорожец, Т.И. Маркова. М., 1980. с. 275.
12. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца / Д. Б. Кабалевский − Н.: Просвещение, 2001. с. 204.
13. Калашникова С.А Таинство Восхождения, учебник нравственно-этического воспитания / С.А. Калашникова − Издательство: АмритаРусь, 2007. с. 272.
14. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ / Л. М. Ковалицкая − Издательство: Аркти, 2008. с. 74.
15. Козлова С.А., Куликова Т.Д. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений, 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Козлова, Т.Д. Куликова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. с. 416.
16. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. [Текст] / Т.С. Комарова – М.: Столетие, 2014. с. 299
17. Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учебное пособие для среднего профессионального образования. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 96 с.
18. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в ДОУ. [Текст] / B.C. Кузин - М.: Просвещение, 2014. с. 236
19. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников / Д.Б.Лихачев. М.: Педагогика, 2002. с. 183.
20. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа: планирование, конспекты, методические рекомендации: методическое пособие для специалистов ДОУ / И.А. Лыкова − Издательство: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009. с. 143.
21. Маркевич И.Д. Эстетическое воспитание детей с двигательными нарушениями средствами музыкально-ритмической деятельности: метод. Рекомендации / И.Д. Маркевич −Мурманск: МОИПКРО, 2006. с.29.
22. Маркевич И.Д. Эстетическое воспитание детей средствами музыкально-ритмической деятельности / И.Д. Маркевич − Архангельск: АПУ, 2006. с. 69.
23. Новлянская З.Н., Мелик-Пашаева А.А. Ступеньки к творчеству / З.Н. Новлянская, А.А. Мелик-Пашаева. – 3-е. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. с.186
24. Овсянников М.Ф. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя. Под ред. М.Ф. Овсянникова – М.: Просвещение, 1983. с. 224 31. Петров Д., Степанова И. История русской музыки. - Выпуск 2. Книга 1 − Издательство: Музыка, 2009. с. 440.
25. Останина С.А. Творческий стиль художественно-эстетической деятельности: сущность и структура // Молодой ученый. – 2012 – № 2. – С. 283-286.
26. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду − Мозаика-Синтез. 2007. с. 80.